Победитель конкурса «В ритме слов» в номинации «Особый взгляд» -Юлия Рубинштейн об издательском деле.

ИЗДАТЕЛЬСКИЙ ПРОЦЕСС — ОСОБЫЙ ВЗГЛЯД


Статистика знает всё, как указывали Ильф и Петров. Вероятно, даже то, сколько сейчас выходит в год названий изданий. Никогда не было такого изобилия, особенно учитывая, что сайт в Инете и пост в соцсетях закон ставит наравне с изданной книгой. А есть пограничье: сетевое издание, сетевой журнал…
Изобилие — это хорошо. Как-то, ещё детишки мои в школе учились, шутки ради обсуждали с ними: что может современный бедняк, чего не мог царь-Горох в царские времена. Веке так в XVII. Бедняк XXI века едет в трамвае, звонит по мобиле, достаёт из холодильника консервы, ругается с домоуправом, что батарея холодная — царь-Горох слов таких не слыхивал.
А как же сокровища? А дань собирал. Да и не цари пользовались трудом многих. Ещё в ХХ веке всей деревней содержали пастуха, всей деревней строили дом односельцу. Называлось — пОмочь. От слова «помогать».
А кому помогут? А тому, кто соседям не гадит. А тоже помогает. Даже царям прилетало, если самодурствовали без краю. Народ разбегался, казна пустела, сосед пошёл войной — войска нет, и полетела царёва голова с плеч. Сколько раз бывало. И простого мирянина, если украл, свои могли самосудно пришибить.
А если изобилие, то и не нужна помощь соседа. И так холодильник полон, батарея тёплая, по Инету любимое кино и любимые песни. Та же статистика говорит: не знаем мы соседей, имена тех, с кем живём стенка в стенку, назвать могут около 10% горожан.
Мы от изобилия как хмельные. В том числе издательского. Что хочу, то ворочу, сосед не указ и президент не указ. Что хочу, то и напишу, и напечатаю. Любую выдумку, в том числе гадость. Это раньше — соседа уважай, тяжёлое поднеси, кланяйся, улыбочку… А в Инете под ником можно кем угодно прикинуться, трижды героем, отважным пиратом, альфа-самцом. Или страдальцем — и клюнут, миллионы подадут. Лёгкость невыносимая.
Потом приходит: а чегой-то никто меня, такого лихого и дошлого, не читает?
А у читателя тоже изобилие. Он тоже: что хочу, то читаю. Я свободная личность, никто не заставит с умным видом обсуждать на собрании всей страной один и тот же скушный роман, если он верховному понравился.
Изобилие — значит, выбор. Как в сору читатель роется.
И что он выберет? В первую голову: в какой обстановке он выбирает? В-самых-первых: торопясь. В спешке. Изобилие-то труда требует.Работа плюс дорога туда и домой — часов 10, часто больше. Сон часов 6 — 8. Хозяйство, сготовить-поесть, покупки и прочее, часа 3 — 4. Гаджеты, возня с ними, много времени берут. Та же статистика гласит: на чтение даже у любителей этого дела часок в день.
Значит, выбор очень случайный. Что глаз выхватил.
Получается, уже не издательский процесс главное, а борьба за первую строчку в поисковиках. В рекламных списках. Толкаться локтями за внимание читателя. И толкаются. Не стесняясь в средствах. Свободные ведь личности, кто что запретит.
Что хотите, сограждане, но это далеко от литературы. Которая есть искусство слова. Попросту дар рассказывать байки. Передавая ими мысли и чувства так, чтобы они становились мыслями и чувствами читателей. Какая ни свободная он личность, а тоже с ума сойдёт без собеседника. Лучше, чтобы умного, ещё лучше — душевного.
Надеюсь на счастливый случай, пишу для знакомых.
Буду приветствовать новых знакомых — читателей.

Один комментарий

  1. Интересное мнение, Юля! Понравилось про «пОмочь» — А кому помогут? А тому, кто соседям не гадит.*
    Успехов! С уважением!

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *