Критик Марианна Рейбо о современной литературе
– Каково ваше мнение об общественном статусе литературы?
– Думаю, вполне очевидно, что литература сегодня, к большому сожалению, не занимает того социального статуса, который должна занимать в интеллектуально и духовно развитом обществе – как это было, скажем, во времена наших родителей, наших бабушек и дедушек. Причиной тому служат несколько факторов. Первый из них – это государственная политика. Если в СССР профессиональный статус писателя был очень высок, а книгоизданию «наверху» придавалось большое значение, то сегодня эта сфера интеллектуальной деятельности предоставлена самой себе, а писатели вынуждены выживать, кто как может, тем более что отлаженные на Западе механизмы книжного рынка у нас пока очень неразвиты. Второй не менее важный фактор – очевидное падение качества самой публикуемой современной отечественной литературы, поскольку некому производить ее предварительный отбор. В результате отыскать «крупицу золота в тоннах песка» бывает очень непросто, и читателю порой легче вообще отказаться от знакомства с книжными новинками, чем искать хорошего автора среди тысяч незнакомых имен. Наконец, третий фактор – изобилие альтернативных развлечений: соцсети, компьютерные игры, кино… Чтобы оставаться конкурентоспособной, современная литература должна стать более качественной, динамичной и актуальной – прежде всего для молодых поколений.
– Если бы вы могли изменить что-либо в современном книжном рынке, что бы вам хотелось поменять в первую очередь?
– Как я уже сказала, в условиях капитализма российскому книжному рынку стоит поучиться у западных издательств тем механизмам книгопродаж, которые у них уже давно и довольно успешно функционируют. Прежде всего, это желание искать новых талантливых авторов, умение выявить перспективную рукопись и готовность рисковать, вкладываясь в раскрутку тех литературных новинок, которые имеют шансы на успех. У нас в этом плане издательства ведут себя очень боязливо – вкладываются только в переводную литературу, уже прошедшую проверку за границей, или в издание хорошо известных российских авторов, фамилии которых можно буквально пересчитать по пальцам. Все остальные авторы должны пробиваться сами – «спасение утопающих дело рук самих утопающих». Эту плачевную ситуацию, конечно, необходимо исправлять. Также хотелось бы, чтобы в российском книжном бизнесе укоренилась и распространилась такая важная профессия, как литературный агент – человек с хорошим литературным чутьем и крепкой коммерческой хваткой, который выполнял бы для издательств функцию «фильтра», представляя интересы тех, пока еще неизвестных, талантов, которые хорошо умеют писать, но совсем не умеют пробиваться.
– Сейчас появилось большое количество школ литературного мастерства, как вы к этому относитесь?
– Для того, чтобы хорошо писать, нужно, во-первых, иметь к этому врожденный талант, а во-вторых, много и усердно трудиться, самостоятельно выявляя и исправляя свои ошибки. Без этих двух обязательных условий ни одна школа литературного мастерства не сделает из вас сколько-нибудь приличного автора. Но в то же время никогда не бывает лишним учиться у профессионалов, выносить свои «пробы пера» на коллективное обсуждение, принимать и брать на вооружение конструктивную критику. Вопрос только в том, кто и как в этих школах преподает. Чтобы не потратить время и средства впустую, при выборе школы литературного мастерства рекомендую обратить внимание на преподавательский состав и уровень их собственной литературной деятельности (и в этом вопросе качество текстов важнее, чем перечни регалий, которые, увы, не всегда свидетельствуют о таланте и профессионализме).
– У многих складывается впечатление, что рынок печатных книг все время падает, начинают превалировать иные форматы: аудиокниги, электронные издания, приложения и развлекательные сайты. Что вы думаете о будущем печатной книги?
– Честно говоря, я не вижу проблемы в том, чтобы книги были представлены на различных аудио- и электронных носителях. Ведь главное в книге не форма, а содержание, и важно, чтобы хорошая книга дошла до наибольшего количества заинтересованной аудитории. Кому-то удобнее воспринимать текст на слух, кто-то хочет купить книгу в один клик и всегда носить с собой в памяти мобильного телефона, ну а кто-то не мыслит чтения без шелеста страниц и запаха типографской краски. Несмотря на то, что сегодня по ряду причин электронный книжный рынок стал заметно опережать бумажные издания, я не думаю, что привычная нам бумажная книга канет в Лету – у нее всегда найдутся поклонники. Другой вопрос, что сейчас в принципе очень трудно добиться того, чтобы именно твою книгу заметили. И неважно, в каком формате ты ее продаешь, электронном или бумажном. Авторов, предлагающих свою продукцию, сейчас целое море, так что пробиться и найти свою читательскую аудиторию – это на сегодняшний день целое искусство.
– Может ли быть коммерчески успешной настоящая литература, при этом оставаясь литературой как таковой, не переходя в разряд специально созданных «брендов»?
– Чтобы ответить на этот вопрос, нужно сначала определиться с самим термином «коммерческая литература». Если в разряд коммерческих мы запишем только бульварные дамские романы и низкопробные детективы, то тогда, конечно, о литературе как таковой речи здесь не идет. Если же под «коммерческой» понимать все произведения, которые могут пользоваться успехом у широкого круга читателей, то в этом случае, на мой взгляд, у настоящей литературы при правильном подходе издательств должны появиться все шансы. Давайте-ка порассуждаем: Артур Конан Дойл – коммерчески успешный автор? А если бы в наше время воскрес Александр Дюма? Скажу больше – даже Достоевский старался сделать свои произведения не только глубокими, наполненными смыслом и красотой художественного слога, но и коммерчески успешными, для чего добавлял в сюжет детективности, делая его напряженным и увлекательным. Напомню, что еще Вольтер говорил о литературе: «Любые жанры хороши, кроме скучного». К сожалению, российские толстые журналы сегодня не разделяют мнения великого француза – оттого, наверное, их тиражи стремительно падают. А вот для молодых талантливых авторов это хороший челлендж: научиться писать так, чтобы это было одновременно и интересно, и по-настоящему.
Спасибо Марианна, за ваш взгляд. Было очень интересно интервью с Вами! Успехов!
С уважением!
Марианна, большое спасибо! Вы сказали то, о чём думают многие люди: как пишущие, так и читающие.