Почему не устоял СССР? Еще одна возможная причина
Причинами экономического проигрыша СССР Западу считают и тупиковость социалистического пути, и предательство генсека Горбачева, и многое другое. Выскажу еще одну версию.
Первый том «Капитала» К.Маркса считается своего рода «библией» капиталистической формации. В нем автор выявляет механизм прибавочной стоимости и механизм кризиса перепроизводства – его Маркс наблюдал при жизни. Путь его преодоления герр Карл видел в плановости экономики.
Однако в последующих томах политическая экономия еще неведомого социализма обрисована только в самых общих чертах.
Одна из причин упомянутого выше проигрыша состоит в том, что за время существования социалистической системы в СССР и в мире политическая экономия социализма так и не была создана.
В первые годы Советской власти экономика находилась в экстремальном режиме – белый террор спровоцировал гражданскую войну. Экономическим символом тех лет стала продразверстка.
На Х съезде партии Ленин провозгласил переход к новой экономической политике – нэпу. Один из ключевых моментов нэпа стала замена продразверстки продналогом. И далее дотошные историки партии вместо формулировок положений новой экономической политики вдруг разбирают анатомию конфликта Ленина со Сталиным! Что за странная подмена?
Еще один любопытный факт: слово «нэпман» едва ли не сразу приобретает негативную окраску. Как увязать это обстоятельство с курсом партии на новую экономическую политику? Напрашивается следующее: существовала ли вообще внятная концепция нэпа за пределами ленинских тезисов?
Следующая знаковая экономическая веха СССР – провозглашение т. Сталиным курса на индустриализацию, коллективизацию и культурную революцию. «Иначе нас сомнут…» Вполне могли. Экономика вновь переводится в экстремальный режим (или она из него не выходила?)
Далее – вторая мировая. Вновь экстремум: сначала – военный, далее – послевоенный.
Фактически против экономики СССР объединилась экономика всей Европы (за исключением Великобритании) – и потерпела поражение. Более того, у СССР остался ресурс для продолжения войны на случай, если капиталистические страны перейдут на сторону Германии. Речь о двух военных призывах 1927-28 г.р.; их не направляли на фронт, а сформировали 7-летний кадровый резерв. В нем оказался мой родственник; брат моей бабушки Е.Г. Поторочин.
По окончании войны СССР первым отменил карточную систему распределения и снизил цены на товары народного потребления.
Получается, что экономика в краткие сроки была выведена из экстремального режима – либо он был ощутимо ограничен.
Как это произошло?
Ответа нет, поскольку на сегодня в нашей стране труды т. Сталина тотально не прочитаны. Сегодня плодами мысли Верховного пользуется оставшийся социалистическим Китай; работы т. Сталина стали изучаться; судя по экономическим результатам страны – достаточно эффективно.
А у нас? Ощущение, что единственный труд, посвященный послевоенному становлению советской экономики – брошюра Л.Брежнева «Возрождение»…
Непрочитанность наследия т. Сталина легко объяснима – мошеннически захвативший правление в стране Н.Хрущев нуждался в оправдательных мотивах, потому и обвинил предшественника в «отходе от принципов». Сам же Хрущев остался в истории с эпитетом «кукурузник», как раз имеющем отношение к экономике. Именно он, а не т. Сталин, возвел в абсолют административно-командные методы управления экономикой тогда, когда острая необходимость в них стала отпадать.
Ситуация усугубилась тем, что при отсутствии экстремальности она стала искусственно создаваться.
Все началось с освоения целины, экстенсивного по сути. Технически обеспечив процесс, государство по минимуму заботилось о бытовых условиях целинников. Второстепенность бытовых условий стала искусственно созданной экстремальностью, оправдывавшей применение методов административно-командной системы (АКС).
Последним экономистом советского правительства, вероятно, следует считать А.Н.Косыгина. Одним из условий дальнейшего развития страны виделось преодоление диспропорции в развитии регионов. Оно началось еще в Великую Отечественную – путем эвакуации предприятий фронтовой и прифронтовой зоны. Процесс был продолжен; однако акцент в развитии Сибири и Дальнего Востока сместился на добычу сырья, тяжелую промышленность и оборонные нужды. Экстремальный характер природных условий в развиваемых регионах вновь спровоцировал советское руководство на применение методов хрущевской АКС. Бытовые условия вновь стали предметом экономии.
Не стоит забывать, что капиталистический мир втянул СССР в гонку вооружений, вновь добавив его экономике экстремальную составляющую.
Теоретики марксизма не предвидели, что мировая социалистическая система будет постоянно подвергаться жесткому конкурентному прессингу (вплоть до силового) со стороны капиталистической системы, увидевшей реальную угрозу своему существованию. К сожалению, ленинский тезис «Всякая революция лишь тогда чего-нибудь стоит, когда она умеет защищаться» понимался лишь применительно к вооруженным конфликтам.
Созданный Институт марксизма-ленинизма должен был развивать учение Маркса – Энгельса – Ленина. В том числе – научно-теоретическую базу экономики социализма. В реальности его сотрудники «ушли» в историю КПСС, публикацию трудов классиков (за исключением т. Сталина), создание пропагандистских методичек на все случаи жизни (в том числе для зарубежного использования), борьбу с религией и аллилуйщину по части юбилейных дат истории Великого Октября и членов Политбюро.
Герой фильма В. Новака «Принцесса на бобах» (1997) упоминает диссертацию на тему: «Труды К.У.Черненко как этап в познании марксистско-ленинской науки». Увы, это не антисоветский стёб, а реальность…
Еще пример: кандидатская диссертация на тему «Псевдонимы В.И.Ленина», в которой автор «ввел в исторических обиход» несколько малоизвестных псевдонимов вождя.
Страны, выбравшие социалистическую ориентацию для построения социально справедливого общества, не получили теоретической базы для организации дальнейшей самостоятельной экономической деятельности. Исключением стал Китай; т. Мао, знакомый с трудами т. Сталина, сам стал одним из теоретиков и строителей социализма в своей стране.
Сбор урожая.
Ботва. Сорняк. Лопата. Много мата.
Копая, всё на свете будем крыть,
Как два бойца советского стройбата,
Что экскаватор могут заменить.
Копаем от забора до обеда,
Пространство с временем объединив,
Как дедушка Эйнштейн в далёкой Йене,
Неведомый континуум открыв.
«Континуум» по-русски – «непрерывность»;
И это – наш любимый огород!
В нём – матушка-природа, креативность,
Седьмой, десятый и двадцатый пот!
В суглинка слой вонзается лопата…
- Какое «жрать»? Работай и не хнычь!
Ведро. Червяк. И снова много мата:
- Какой козёл зарыл сюда кирпич!
Копаем. Насекомые наглеют.
Но только нам на трудности плевать!
Копаем, словно в армии траншею,
Чтоб осень с урожаем повстречать.